Детский сад №57 «МАЛЫШ», город Макеевка

СТРАНИЦА ПСИХОЛОГА «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ»

91da6e05d0ee1d72d8930fbc72d9759c.jpg

 Когда дети начинают ходить, примерно в 1 год, то в их жизни появляется не только свободное для изучения пространство, но и множество запретов. Так хочется залезть повыше, потянуть в рот все, что попадется под руку. А слышит лишь «Не бери! Не ходи сюда! Нельзя!». Естественной реакцией на них будут укус мамы, удар, крик или плачь. Драка с мамой в знак недовольства - для малыша это практически инстинктивная реакция.

       Когда ребенок становится взрослее, гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания
     Дети часто копируют поведение героев мультиков и различных видеоигр. Ведь очень легко – доверить своё чадо монитору, чтобы оно не отвлекало вас от важных дел. Многие родители применяют такой способ, и они даже не догадываются, какое количество насилия выплёскивается на ребёнка с телеэкрана или компьютера.
        Дети подражают поведению родителей. Если в вашем доме давление, враждебность – в порядке вещей, если ребёнка наказывают физической силой старшие члены семьи, тогда он не видит иного способа наказания, кроме распускания рук, и было бы удивительно ждать от своего чада иной манеры поведения. С ранних лет ребёнок привыкает к правилу «сильный - значит прав».
       Дети чувствуют себя одинокими. Вас беспокоит лишь мысль о том, чтобы они были сытыми, одетыми и своевременно ложились в постель. А поболтать? Узнать, сегодняшние впечатления, радости или печали? Ведь для маленького человека общение также важно и необходимо, как и для взрослого. Поэтому он и лезет в драку, чтобы привлечь ваше внимание, спровоцировать неравнодушие.
       Вашего малыша отвергают друзья в детском саду. Кого-то могут даже обижать. Иногда ребёнка обижают или не хотят с ним играть из-за ношения им очков, из-за не очень хорошего произношения слов или по многим другим причинам. Дракой он пробует убедить их, что может быть принят в группе детей, которые его отвергают. Однако ребёнок не понимает, что таким образом он делает только хуже, с ним никто не хочет общаться после его агрессии.
         Ваш ребёнок слишком энергичен. В него будто вживили маленький мотор, который не останавливается ни на секунду – такой уж у него характер. Как ему справляться со своей высокой активностью, энергией и напористостью, он просто не представляет. Так и распускаются ручки. Такое дитя, само не осознавая, может за мгновение одарить ссадинами двух товарищей, самое главное - абсолютно нечаянно.
      Дети могут воевать за внимание воспитателей, лучшие игрушки. Ведь всё это достаётся не ему одному, как он привык дома. В детском саду вашему чаду приходиться соперничать с другими детьми.
       Возможен и такой вариант, что ваши дети просто плохо воспитаны. Они не понимают, что дозволено, а чего нельзя, что такое плохо, а что такое хорошо. Поэтому он поступает так, как ему вздумается.
        Дети в этом возрасте еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и действуют импульсивно, не в состоянии понимать все возможные последствия своих действий.
      Агрессивные дети не понимают собственной агрессивности. Им, наоборот, кажется, что весь мир против них.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРОБЛЕМЫ
• Самое основное - нужно избавиться от конфликтов в доме. Малыш должен знать, как добиваться результата без применения агрессии, своим примером вам надо показать это.
• Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
• Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выплеска энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.
• Агрессивность закрепляется тогда, когда ребенок не ощущает со стороны родителей и других окружающих взрослых нежности, любви и мечтает хоть каким-нибудь способом обратить на себя внимание.

КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ,
ЕСЛИ ОНА УЖЕ ЕСТЬ
      Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас у нас время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».
      Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы – не ставить подножку, не бить ногами, кулаками.

       Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких людей, помня, что ребенок, подражая, видит все. Сами демонстрируйте модель неагрессивного поведения. Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию
      Не игнорируйте агрессивные всплески, иначе ребенок будет считать это правильным и будет продолжать действовать агрессивно.
Смотря прямо в глаза, уверенным и твёрдым голосом произнесите свой запрет. Даже если он сопротивляется и норовит ускользнуть, той же интонацией продублируйте свои слова. Возможно, вам придётся повторить свою реакцию неоднократно.
       По возможности предупреждайте агрессивные проявления: перехватите занесенную для удара руку, окликните ребенка. Объясняйте невозможность такого поведения в отношении живых объектов, осудите такое поведение, демонстрируйте ребенку то, что такое поведение невыгодно и неудобно. Установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем.
         Нельзя прекратить агрессию фразой «Перестань!» или наказанием, иначе ребенок выплеснет свои негативные эмоции в другом месте.
        Дайте возможность выплеснуть агрессию цивилизованным способом, но в тактичной форме запретите ребенку вести себя агрессивно по отношению к людям. Можно попробовать отвести любимому чаду специальное место, где у него будет возможность порвать бумагу, поплакать, покричать и потопать ножками. Таким образом, вы дадите ему понять, что свою агрессию можно держать под контролем и не нужно причинять ущерб другим детям.
      Если видите, что ребенок разгневан, постарайтесь включить его в игру, которая снимет гнев. Расскажите, как нужно вести себя в разных ситуациях, тогда ребенок быстрее научится управлять своим гневом.
        Система ограничений и запретов - четкая, неукоснительная; количество запретов сведено до минимума (только то, что касается безопасности и здоровья). Вместе с ребенком придумайте и договоритесь о наказании в случае нарушения запрета. Будьте последовательны в наказаниях, наказывайте за конкретные поступки. Однако, помните, что наказания не должны унижать ребенка. Не используйте методы запугивания в наказаниях.
        Требуя что-либо от ребенка, учитывайте его возможности. Старайтесь ставить реальные задачи перед ним, не используйте завышенных или заниженных требований.
       Поручите ребенку часть посильных дел дома (родителям) и в группе детского сада (воспитателям), которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него. Заведите дневник контроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в детском саду.
       Нужно занять ребёнка подвижными играми на улице, интеллектуальными занятиями дома, для того чтобы у него не было времени обижать других детей. Цивилизованный выплеск агрессии: драться с подушкой, использовать физические силовые упражнения, рвать бумагу, нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь с этим рисунком сделать, использовать «мешочек для криков», постучать стол надувным молотком.
       Если вы стали очевидцем того, что ваш ребенок обидел другого, необходимо объяснить, что он поступил не правильно, нужно попросить прощение у своей жертвы, а придя домой, обстоятельно обсудить с ним эту ситуацию и потребовать впредь вести себя хорошо.
         В вашем доме заведено наказывать малыша? Лучше уйти от этого. Вы можете разозлить и обидеть ребёнка, а если он не поймёт, за что понёс наказание, вы рискуете потерять его доверие. Ребёнок способен уйти в себя и допускать агрессию уже в другом месте, втайне от вас. Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуем наказывать временным запретом на общение с другими детками.
         Приведём ещё примеры некоторых техник: Когда я злой, я могу сильно сжать кулаки и затопать ногами. Вот как сильно я сейчас злой! Я могу побить подушку! Сильно-сильно. Всю злость выплеснуть на нее. Я могу изобразить свою злость, она цветная и агрессивная, а затем порвать ее на мелкие куски и превратить в красочное конфетти. Я могу рычать и кричать, как неукротимый лев, когда он зол. Это все приемлемые способы разрядки.                 

Также выплескиванию и разряжению агрессии способствуют физические нагрузки, занятия разными видами спорта, игры в «войнушку», а для более младших (4 года и младше) детей - игры в «кошки-мышки», где родители и дети играют как в роли охотника или нападающего, так и в роли жертвы или убегающего и т.д.

С уважением, педагог-психолог.

Использованная литература:
https://o-krohe.ru/psihologiya/rebenok-deretsya-v-sadike/

16 ноября 2022 в 12:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.